В марте наступает время разделения стада на плодовую и неплодовую части. О месяце наступления признаков весны написано в статье научного сотрудника СВКНИИ ДВО РАН Владислава Нувано, в которой раскрываются календарные праздники ваежских и хатырских оленеводов. Ценными знаниями с ним поделился летом 2004 года оленевод Александр Вальгиргин.
«В этот месяц старшие разрешают молодежи собираться вместе в каком-либо стойбище. После активной, физически насыщенной работы устраиваются вечеринки. Эти праздники, пожалуй, самые любимые во время кочёвок. Молодежь соревновалась в разных национальных спортивных состязаниях, например, в забытых теперь прыжках из положения лёжа (с упором на руки, согнутые в локтях, и на носки ног), прыжках согнувшись (держась руками за пальцы ног) и т.д.
В просторной яранге прежде выступали лучшие танцоры округи. Правильно сшитая праздничная одежда отлично передавала красоту телодвижений. Поэтому танцующий старался больше времени находиться спиной к самым уважаемым зрителям. Раньше такой танец вызывал восторг публики, теперь это стало неприемлемым для новой культуры, где не принято поворачиваться к зрителям.
Но приходит время печвагъенратык (дословно – «отделять телят прошлого года»). Если в стаде 3500 оленей, то из них примерно 1900 важенок (более 54%). Такое стадо делят на две и более части для того, чтобы обработать его за один световой день и при этом не травмировать стельных важенок, не подавить ослабевших телят прошлого года и успеть кастрировать выбракованных самцов. Для разделения нужно сделать специальный загон – кораль.
Разделение стада сопровождается обрядом. Готовят особую пищу, в том числе щавельную каш (вытрилк,ырыль), используют колбасу осеннего приготовления (нанувь) и вяленое жирное оленье мясо. Всю жертвенную пищу ставят перед входом в кораль. Мужчины, хозяева стада, разбрасывают по земле небольшую долю от каждого принесённого блюда. Приносят жертву и внутри кораля.
С раннего утра идёт подготовка к разделению. Один ночной дежурный к рассвету уже подогнал сколько-то оленей к загородке кораля, а другой наблюдает, что происходит в основном стаде. И если он убедился, что охраняемые им олени находятся в хороших условиях и не присоединятся к другому стаду, то оставляет их и сам спешит к коралю.
Хотя работа по отбивке физически очень тяжела, для молодого оленевода это время и место проявления своей удали и возможность показать себя перед невестой с самой лучшей стороны.
Итак, всё подготовлено для проведения отбивки, и в кораль открыт проход шириной 3 м. В него устремляются старые опытные важенки, подтягивая за собой более молодых. У прохода ловцы с чаатами вылавливают случайно просочившихся самцов. Старший участник отбивки может сказать, чтобы оставили упитанного кастрата, который потом сыграет важную роль – накормит рэквытылъыт тех, кто будет охранять маточное стадо.
Когда к проходу в кораль уже бегут, в основном, самцы, это сигнал, чтобы его закрыть. Начинается ловля молодых или не успевших выйти важенок.
Заранее мыллъавлъыт («легко одетые люди», в основном, молодёжь) ждут, когда ловцы поймают первую важенку в корале. Начинается соревнование, кто выведет за рога по рыхлому снегу больше всех важенок. Иногда закапризничавшую важенку, которая не хочет идти, приходится тащить волоком. Поэтому более хитрые оленеводы стремятся быть ближе к выходу. Но вечером, когда все соберутся вместе, над молодым хитрецом обязательно пошутят, придумают о нём что-нибудь смешное».
#Чукотка #АКМНЧ