По мнению ученых, именно традиции национального воспитания должны быть основой для воспитания детей в семьях у народов Севера.
Руководитель отдела кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске Наталья Ситникова рассказала агентству ТАСС, что данные рекомендации адресованы руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций, работающим с родителями, которые ведут кочевой образ жизни.
«Рекомендации разработаны для организационной, методической и практической помощи по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов», — рассказала Наталья Ситникова.
Эксперты советуют больше внимания уделять обучению разговорному языку, поскольку на данный момент преподавание родного языка в школе нацелено в основном на механическое заучивание лексики и обучение чтению.
Ученые предлагают использовать позитивную методику возрождения языков, получившую название «мастер-ученик». Она была разработана Институтом развития языков американских индейцев Университета Аризоны и междисциплинарным центром исследований Арктики, отдаленных и холодных территорий Университета Северной Айовы. Занятия по этой методике осуществляются с помощью языкового погружения и могут проходить в любой форме и в любых условиях, например, во время сбора ягод, ловли рыбы, приготовления пищи и других повседневных дел.
«Самое важное, чтобы мастер и ученик находились рядом и разговаривали друг с другом на своем языке. Мастер и ученик берут на себя обязательство проводить вместе от 10 до 20 часов в неделю, разговаривая главным образом на своем языке. Мы понимаем, что организовать занятия в течение 10, а тем более 20 часов в неделю, достаточно трудно. Однако в местах кочевий оленеводы-родители, бабушки и дедушки имеют возможность погрузить детей в языковую и культурную среду», - отметила Наталья Ситникова.
На сегодняшний день в регионах Арктики проживают более 4600 семей, которые ведут традиционный образ жизни. По информации института, около 7 тысяч детей воспитываются в кочевых семьях, из них более 2 тысяч - дошкольного возраста.
Фото: Алекс Чебан
#Чукотка #АКМНЧ