В Москве с 23 по 24 ноября состоялся Всероссийский семинар-практикум «Новеллы законодательства об образовании в контексте изучения и преподавания родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», проводимый в рамках III Съезда преподавателей родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 

Основные темы семинара:

  • поддержка языков коренных народов и нововведения действующего закона об образовании;
  • правовая защита деятельности учителей;
  • организация учебно-методического обеспечения этнокультурного образования детей;
  • формы методов повышения мотивации к изучению языков, литературы, истории и культуры.

Чукотку на III Съезде преподавателей родных языков и литературы представили Депутат Государственной Думы Елена Евтюхова, учитель эвенского языка Галина Солодкова и чукотского языка Анна Кагтынаровтына из города #Анадырь, учитель чукотского языка села #Канчалан Валентина Науликай, сотрудники Чукотского института развития образования и повышения квалификации: заведующий центром этнокультурного образования Маргарита Тнескина и методист по языковому образованию центра этнокультурного образования Лариса Выквырагтыргыргына

В мероприятии приняли участие около 200 делегатов из 27 регионов России, а также представители Администрации Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, ФАДН, Федерального института родных языков народов РФ, органов власти субъектов страны и общественных организаций.

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ сообщили, что в рамках работы семинара-практикума прошла работа трех тематических площадок:

«Нормативно-правовая база профессиональной деятельности учителей родного языка и родной литературы КМНСС и ДВ РФ».

Участники площадки обсудили федеральный учебный план и место в нем родного языка и родной литературы, а также курсов (модулей) этнокультурной направленности, федеральная основная образовательная программа, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный план воспитательной работы и возможность включения мероприятий по этнокультурному воспитанию.

«Площадка семинара прошла очень насыщенно. Вопросы касались проблем реализации федерального государственного образовательного стандарта в области преподавания родных языков. Проблемы заключаются в том, что на территориях отсутствует желание переводить учебный предмет на родной язык в предметную область, стараются вывести обучение на внеурочные занятия. Не совсем понятна нормативная база деления детей на группы по изучению родных языков. Также участниками площадки был представлен опыт работы в регионах, такие проекты как языковая семья, работы в рамках президентских грантов, реализация дополнительного образования и другие интересные проекты. По завершению площадки участниками были вынесены предложения, которые будут озвучены по итогам работы семинара», - рассказала Елена Чайковская, модератор площадки, кандидат педагогических наук, руководитель Центра и культур народов Сибири Новокузнецкого института – филиала КГУ.

«Нормативно-правовая база учебно-методического обеспечения изучения родного языка и родной литературы КМНСС и ДВ РФ».

Тематическая площадка посвящена подготовке, апробации, экспертизе, изданию и включению в федеральный перечень учебников, учебно-методических комплектов по предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».

«В ходе работы площадки обсуждались вопросы учебно-методического обеспечения по языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вопросы касаются новых стандартов, которые сейчас применяются к учебникам. Представители Минпросвещения готовы оказать содействие авторам учебников. Участниками площадки было предложено организовать обучающие семинары для авторов учебников для того, чтобы в соответствии с требованиями они могли составлять учебную литературу. Также было предложено создать сообщества авторов учебников родных языков в регионах проживания коренных малочисленных народов», - отметила Людмила Гашилова, модератор площадки, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой палеоазиатских языков, фольклора и литературы Института народов Севера, член Исполкома Ассоциации преподавателей родного языка и литературы.

«Методическая мастерская: эффективные методы и приемы обучения родным языкам, литературе и культуре».

В ходе работы площадки были представлены проекты и методики преподавания родных языков коренных малочисленных народов, такие как «Куклы Хакуа», «Технология критического мышления на уроках родной эвенкийской литературы в средних классах», проект «Пэча!», «Педагогическое сопровождение детей кочевников при обучении русскому языку на разговорных уроках в 1 классе», «Упражнения по развитию речи в начальных классах», «Вместе на энецком», «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках повышения интереса к изучению родного языка», «О проблемных вопросах по подготовке макетов и изданию УМК на родных языках в Хабаровском крае».

Организатором мероприятия выступили Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России» при поддержке ФАДН России, Министерства просвещения РФ, ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов РФ», Благотворительного фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

«Всероссийский семинар-практикум — это мероприятие нового формата. Мы объединились с нашими стратегическими партнёрами- Ассамблеей народов России, для того, чтобы наполнить нашу общую работу новыми идеями, новыми импульсами развития. Сегодня представители государственной власти, гражданского сообщества, научных институтов и впервую очередь самих КМН объединяют усилия для того, чтобы Международное Десятилетие родных языков коренных народов было полезно в первую очередь для самих носителей языка и культуры КМН, была эффективная поддержка потенциала самих народов, учителей родных языков. Мы все за открытый диалог. Я особо хочу отметить, что в рамках Десятилетия мы ожидаем, что КМН смогут осуществлять свою собственную деятельность, связанную с языками», - отметила вице-президент АКМНСС и ДВ РФ Нина Вейсалова.

#Чукотка #АКМНЧ #АКМНССиДВРФ