Сегодня – Международный  день защиты детей. Он был провозглашен по инициативе Международной демократической федерации женщин. Этот день отмечается во всех странах, как день мобилизации сил мировой общественности в защиту прав и благополучия детей, за сохранение их жизней.

«В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа», написал в своем труде "Этнопедагогика" российский учёный Геннадий Волков.

 

Дух уважения – характерная черта во взаимоотношениях взрослых и детей у коренных народов Чукотки. Родившийся ребенок всегда был окружен заботой и лаской. Детей почитали, они – продолжатели рода, поэтому рождение ребенка было большой радостью для родителей и родственников независимо от пола родившегося ребенка.

Фото Константина Лемешева

Путешественники и исследователи отмечали особое отношение взрослых к маленьким детям.

Вот, например, слова этнографа Владимира Тана-Богораза: «Маленькие дети являются предметом заботы и нежности со стороны их родителей… Детям дают лучшие куски, их ласкают и пестуют все взрослые люди. Детство у чукоч проходит очень счастливо. Детей ни в чем не стесняют и не запугивают».

 

Этнограф-исследователь Юрий Слепцов, написал, что у эвенов «дети занимали особое положение в семье. Особой мягкостью отличалось отношение эвенов к детям. Они очень любили детей, не деля на своих и чужих. Поэтому не было такого взрослого эвена, который удержался бы, чтобы не поласкать ребенка. Ребенок пользовался относительно большой свободой, мог свободно ходить около стойбища, уходить далеко в горы или в лес. Грубое и жестокое обращение с детьми осуждалось обычаем. Родители обычно никогда не применяли наказаний. Детей воспитывают в большом послушании к родителям».

 

Хранительница эскимосских традиций Светлана Тагъёк в интервью для газеты Крайний Север: «До пяти лет у эскимосов, равно как и у чукчей, было «свободное воспитание», то есть ребёнка холили и лелеяли. Родителям и старшим нельзя было кричать на него, ругать, пугать, а тем более бить. А вот дальше из мальчика начинали «ковать» мужчину. Так же как и у оленеводов, ребёнка в этом возрасте постепенно начинали «отлучать» от матери. Чем дальше, тем больше времени мальчик проводил с отцом, который становился для него наставником и авторитетом. Ребёнку начинали поручать простейшие полезные действия в быту. Уже с пяти лет детей начинали брать на морскую охоту, это был закон».


 

Говорить можно много, но нужно делать

Коренные народы Чукотки немногословны, доброжелательны, терпеливы. Дети по своей натуре очень любопытны, именно этой чертой взрослые старались воспользоваться в нужный момент. Обязательно учитывали то, что дети не любят, когда их заставляют, ведь у них может пропасть интерес.

Например, когда мать или бабушка занимается выделыванием шкур, девочка обязательно подойдет, и сначала будет просто наблюдать, а дальше ей невольно захочется попробовать, взрослые с удовольствием исполнят ее желание. Отец или кто-нибудь из родственников изготавливают девочке орудия труда, необходимые для выделки шкур. Ребенку создают все условия для работы. Девочка пробует, копируя работы взрослых, а они в свою очередь объясняют и показывают. Когда у ребенка после долгих усилий дело получалось это непременно отмечалось словами похвалы и удивления, это было толчком к усердию в работе. Причем никто не объясняет ребенку, что его занятия будут необходимы в жизни. Ребенок это видит и понимает уже в раннем возрасте.

Фото Константина Лемешева

Родители обязательно рассказывают о его стараниях, усердии и внимании всем родственникам, всем членам семьи и даже гостям. И от всех ребенок услышит в свою сторону слова поощрений. В процессе работы женщины и мужчины ведут разговоры о хозяйстве, рассказывают достойные внимания ребенка случаи из жизни, из которых мальчик или девочка могли бы извлечь для себя полезную и нужную информацию.

Фото Константина Лемешева

Культ детей был типичным в традиционной системе общественных отношений, у этих народов не было брошенных детей при живых родителях - родственники никогда не оставляли малолетних без попечения взрослых. «Тундра никогда не знала сирот, кто-то обязательно усыновлял детей, оставшихся без родителей», - говорят чукчи. Иногда бездетные просили детей у родственников и воспитывали их как своих собственных.

Фото Константина Лемешева

Чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры никогда не повышали голос на ребенка, никогда не поднимали руку. Почти никогда не делали ребенку замечания, только в очень редких случаях. Родители никогда детей ни в чем не упрекали. Нигде не услышишь, например, такое: «Ты почему сидишь без дела? Я работаю, а ты бездельничаешь» или «Иди сюда, видишь, что я делаю? Садись, смотри и учись». Взрослые всегда внимательно и с интересом слушают ребенка, никогда не перебивают его, соглашаются с ним, выражают радость или удивление, не жалеют хвалебных слов-восклицаний. Ребенок при таком отношении чувствует свою значимость, воспитывается чувство уважения к себе как к личности. Детям многое позволяется, ведь они исследуют мир, делают ошибки, им надо все потрогать, понюхать, попробовать на вкус, почувствовать.

Фото Иды Таубе

Традиционное воспитание детей было нацелено на формирование стойкого, смелого характера, психологической независимости и свободы в выборе действий для достижения поставленной цели. Вместе с тем, в детях воспитывались уважение к традициям, любовь к старшим, сочувствие к слабым, бережное отношение к природе. Все эти качества были необходимы и тундровику, и морскому охотнику.

В заключение скажем, что мы должны делать все, чтобы у наших детей было счастливое детство. Именно в детстве закладывается фундамент нравственного развития личности, поэтому так важно окружить наших детей любовью, вниманием и заботой, помочь им обрести веру в себя, научить их быть добрыми, заботливыми и трудолюбивыми.

 

Список источников и литературы:

Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

Слепцов, Ю. А. Народное воспитание детей эвенов / Ю. А. Слепцов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). URL: https://moluch.ru/archive/56/7698/.

Тыненеут, З . "С пяти лет – на морскую охоту" // Крайний Север 2023. URL: https://www.ks87.ru/108/15726

 

Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки

#Чукотка #АКМНЧ