ЭВЕНЫ

 

Эвены (устаревшее название – «ламуты») относятся к одному из древнейших народов мира. Распространены региональные самоназвания – орочиел, илкан и другие. История эвенов представляет собой, образно говоря, бесконечную кочевку по тропе выживания. Расселение тунгусских племён (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в I тысячелетии нашей эры. Заселение эвенами западной Чукотки ученые-исследователи относят примерно XVII веку.

ЧИСЛЕННОСТЬ

Общая численность на 2010 год - 21 тысяча 830 человек. Проживают преимущественно на востоке Российской Федерации. По данным переписи 2002 года в Чукотском автономном округе проживало 1407 человек в селе Омолон – 417 человек, селе Анюйск – 248 человек, в городе Анадырь – 142 человека, в городе Билибино – 108 человек.

ЯЗЫК

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное.

ПИСЬМЕННОСТЬ

До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 года). Алфавит на латинской основе для эвенского языка был утверждён в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменностей народов Севера. В 1936 была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932—1934 были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.

РЕЛИГИЯ И ОБЫЧАИ

Эвены один из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность в начале XIX века. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специальном олене. Например, в 1925 году, на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребёнок, не знаешь, как его назвать и крестить некому». В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они «глаза» матери, «душа» отца. Их не принято было наказывать, гость, вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить.

В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII—XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII—XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов — «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнёт своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают учёные, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.

Известны эвенские писатели и поэты (Н. С. Тарабукин, А. А. Черканов и др.), писавшие на родном языке. Возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

ФОЛЬКЛОР

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам родственного народа эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются.

В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец «hээдьэ», имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Такие праздники вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро.

ПИЩА

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причём, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. — мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

ОДЕЖДА

Эвенская одежда носила сезонный характер: весенняя, летняя и зимняя, которая изготовлялась с особой тщательностью и с расчетом на долгое ношение.

Отличительной особенностью в верхней мужской одежде - меховая доха. Доху (по-эвенски мука) шьют в основном из оленьей шкуры и надевают поверх кафтана или легкой меховой куртки при дальних кочевках на санной упряжке. Воротник шьется широким, чтобы можно было поднять его и спрятать в него лицо и шею во время ветра.

Также особенностью эвенской одежды являлся – кафтан. Кафтан шился до колен, мехом наружу. По подолу и по полам кафтана от ворота вниз тянется бисерная вышивка, чередующаяся с тонким разноцветным меховым украшением. Под кафтан надевался украшенный бисером, подшейным оленьим волосом, лоскутами яркой ткани нагрудник.

ХОЗЯЙСТВО

В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует общесибирской закономерности. У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, как правило, больше сохраняются национальная культура и родной язык. Потребностями оленеводства определялся образ жизни и атрибутика эвенской культуры. Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таёжным промыслами, рыболовством и оленеводством. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таёжная, практически не связанная с приморской территорией (оленеводческая); промежуточная, к которой относились около 70 % эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств, утративших оленей (промысловая).

Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. д. Счёт времени вёлся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, «по частям тела». У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой) и заканчивался августом, месяцем «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой). Другой календарь был собственно православный и для его ведения изготавливалась деревянная дощечка, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники; на ней также отмечались семейные даты.

 

Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Их наибольшие стада находились на вольном выпасе. Важенок доили. Ухаживали за животными мужчины. Отлавливали оленей с помощью аркана, на шею подвешивали колокольчик, по звону которого определяли местонахождение животного.

Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, зайца, гуся, уток, рябчиков, куропатку, глухаря и т.д.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т.д. Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей и другое. Железо и серебряные изделия выменивали у якутов, позднее – у русских. Украшения из серебра, олова, меди и железа изготавливали, переплавляя старинные монеты.

Литература:

  1. Эвены / Сирина А. А. // Шервуд — Яя. — М.: Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 204—205. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 35).
  2. Туголуков В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири / Под ред. С. А. Арутюнов. — М.: Наука, 1985.
  3. Эвены // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с.
  4. Эвены // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.