19 февраля ежегодно отмечают Всемирный день защиты морских млекопитающих или Всемирный день китов. В этот день проводятся мероприятия, целью которых является привлечение внимания общественности к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.
19 февраля 1986 года вступил в силу мораторий на китовый промысел, введенный Международной китобойной комиссией (IWC), и прекратилась коммерческая добыча китообразных. Международная китобойная комиссия выделяет отдельный вид промысла — аборигенный. Он разрешён только для коренного населения Чукотки, Гренландии, Аляски, Сент-Винсента и Гренадин.
Добыча морского исполина – одного из важнейших животных для коренных народов Чукотки – является самым важным событием, определяющим дальнейшую жизнь охотников и их семей на весь следующий год. Этот промысел приносит им не только пропитание, но и радость общения с природой, имеет глубокий символический смысл. Хозяина моря с почестями встречают и провожают.
Кроме того, киты являются объектом многих легенд, сказок и мифов. Одним из наиболее известных преданий является история о том, что кит является прародителем людей. Образ кита раскрывается в песнях и танцах. Косторезы создают прекрасные произведения с изображением этого священного животного.
«Сказывают старики, что в далекие времена жила на чукотском берегу молодая красивая девушка. Даже солнце заглядывалось на ее красоту и не уходило с неба, а звезды загорались среди бела дня, чтобы увидеть ее. Там, где она ступала, вырастали красивые цветы, и начинали бить ключи с водой. Красавица часто приходила на берег моря поглядеть на волны и послушать их шум. Она засыпала под шепот ветра с волной, и тогда морские звери собирались у берега взглянуть на нее. Моржи выползали на гальку, тюлени, не моргая, смотрели круглыми глазищами на девушку.
Как-то проплывал мимо берега большой гренландский кит. Он увидел эту девушку и так пленился ее красотой, что забыл, куда и зачем плыл. Когда усталое солнце присело отдохнуть не линию горизонта, кит вернулся к берегу, тронул головой гальку и обернулся стройным юношей. Увидела его красавица и потупилась. А юноша взял ее за руку и повел в тундру, в мягкие травы, на ковер из цветов. И так повелось – каждый раз, как солнце садилось за линию горизонта, кит приплывал, обертывался человеком и жил с красавицей как с женой. Пришел срок, и она почувствовала, что скоро ей родить. Тогда человек-кит построил просторную ярангу и поселился вместе с ней и больше не плавал в море.
Появились на свет китята. Отец поселил их в небольшой лагуне. Росли они быстро, скоро им стало тесно в маленькой лагуне, и стали они проситься на вольный морской простор. Жалко было матери расставаться с ними, да что поделаешь: киты – морской народ. Дети уплыли в море, а женщина снова забеременела и родила на этот раз не китят, а детей в человеческом обличье. А дети-киты родителей не забывали, часто приплывали к берегу и играли на виду у отца с матерью».
Киты, как и другие морские млекопитающие, являются важной частью культуры и традиционного образа жизни прибрежных жителей Чукотки. Они не просто живут рядом с нами, они неразрывно связаны с нашей культурой, с нашими традициями. С древних времен они были и остаются объектом поклонения и почитания.
Публичная библиотека имени Тана–Богораза приглашает горожан и гостей столицы посетить выставку «Исполины морской Вселенной», открывшейся в преддверии Дня кита.
Фото: Карим Илья
#Чукотка #АКМНЧ