Первая школа на Чукотке была открыта в селении Марково в далеком 1883 году. Непосредственным организатором и первым её учителем был чуванец Афанасий Дьячков. 

Он родился в семье обрусевших чуванцев, живших охотой и рыбной ловлей. А началось все с того, что в 1865 году в Марково приехал священник Митрофан Шипицын, который развернул здесь миссионерскую деятельность среди кочевников среднего бассейна на р. Анадырь. Спустя год Афанасий принял христианство, начал помогать миссионеру в часовне и в его походных миссиях по близлежащим кочевьям эвенов, коряков и чукчей. Афанасий был очень любознательным, заинтересованным в изучении грамоты, письма и чтения. 

И вот, 15 мая 1883 года при Марковской церкви школа начала функционировать. Афанасий Ермилович же стал ее первым и единственным учителем на многие годы. Он не только добросовестно учил детей, но и нередко выполнял функции, далеко не свойственные учительской профессии: сам заготавливал для школы дрова, топил печи, убирал помещение школы и даже добывал рыбу для питания школьников. Он с завидным терпением и упорством преодолевая невзгоды, вкладывая в учительский труд все свои силы, добился того, что школа не просто существовала, а имела, в рамках своих возможностей, заметные успехи. 

Занятия в школе проводились по твердому расписанию ежедневно с середины сентября до середины мая. Все учащиеся были разделены на три отделения. Для каждого Дьячков составил свои планы.За время работы в школе с 1883 по 1907 г. А.Е. Дьячков обучил 65 мальчиков и 50 девочек.

Афанасий Ермилович Дьячков известен не только как первый учитель, но и как человек, написавший первый краеведческий труд по истории Чукотки: «Анадырский край», опубликованный в Записках общества изучения Амурского края в 1893 году. Научный редактор в специальном предисловии к этой книге указывал: «Талантливость автора блистательно выразилась в обобщениях расспросных сведений и личных наблюдений, почему у него мы находим прекрасные обзоры и выводы. Не имея карты, он ориентировался в географических особенностях края удивительно точно и набросал, в сжатой форме, точную картину края. От его наблюдательности не ускользнула предельная граница лесов и вообще растительности; он дал ценные факты по климату, указывая времена вскрытия реки Анадыря, времена цветения и созревания разных растений…».

 А.Е. Дьячков не имел какого-либо систематического образования, но стремление его к знаниям и умение черпать знания из всевозможных источников вызывало уважение современников и потомков. Школа продолжила работу и после смерти её первого учителя. За время 125 летней истории в школе работало много талантливых педагогов.

Из фондового собрания МЦ «Наследие Чукотки».

#Чукотка #АКМНЧ