ДВА ЯЗЫКА В ОДНОЙ КОМПАНИИ Анастасия ВИДИНЕЕВА vidineeva@ks.chukotka.ru

Началась реализация второго этапа проекта АКМНЧ и региональной общественной организации «Чычеткин вэтгав» («Родное слово») по созданию мультимедийного курса по изучению чукотского языка «Вэтгав. Уроки чукотского», который будет состоять из 10 занятий и методических пособий к ним. Его идейные вдохновители и авторы, получив необходимое финансирование сразу из трёх источников, уже приступили к написанию сценариев, запланировав начало съёмок на октябрь. После успеха первых 13 видеоуроков чукотского языка, созданных при поддержке Фонда президентских грантов, проект решили продолжить в этом году. Но уже назначенные съёмки занятий в детских садах «Золотой ключик» и «Сказка» пришлось отменить из-за пандемии коронавируса. Теперь остаётся подождать, когда учреждения вернутся к своему обычному графику, а творческая группа проекта пока занята бумажной работой. – Мы сейчас делаем текстовые варианты уроков: сценарии, планы, макет пособия. А потом уже надеемся на видеосъёмки в октябре, хотим воспользоваться возможностью приезда учителей чукотского языка из районов в Анадырь на VI съезд коренных малочисленных народов Чукотки (он должен был состояться с 3 по 6 апреля, но был перенесён на осень из-за пандемии коронавируса – Прим. ред.), – рассказал руководитель проекта «Вэтгав. Уроки чукотского» Михаил Зеленский. – Мы хотим привлечь как можно больше учителей чукотского языка из национальных сёл. Своё согласие уже дала Людмила Родионова из села Энмелен, надеемся, продолжат сотрудничество принимавшие участие в первой части проекта учителя из села Лорино Ирина Илены, Лидия Королёва и Кира Кытгиргина. Во второй части проекта планируется создать 10 видеоуроков, причём на этот раз не только чукотского языка. Впервые организаторы решили добавить занятие и на эвенском языке. Его для своих воспитанников готовит педагог детского сада «Сказка» Галина Солодкова, которой помогает редактор-консультант проекта, методист по издательской деятельности Чукотского института развития образования и повышения квалификации Лариса Выквырагтыргыргына. – На прошлой неделе мы встретились, уточнили тему занятия, которое будет основываться на сказках и фольклоре. Проконсультировала Галину Ильиничну по вопросам составления технологической карты урока, чтобы он соответствовал требованиям государственных образовательных стандартов, – пояснила Лариса Выквырагтыргыргына. – Решили добавить эвенский язык, потому что он тоже востребован, учителя нуждаются в том, чтобы их опыт поддерживали и пособия по изучению эвенского языка создавались именно на нём, а не только на русском. Одним из ведущих видеоуроков впервые станет не педагог, а научный работник. Сотрудник Северо-Восточного комплексного НИИ Дальневосточного отделения РАН Владислав Нувано, по словам Ларисы Выквырагтыргыргыной, очень быстро усвоил все методические тонкости ведения занятий и выстроил структуру урока «Оленеводство: человек и олень». Кроме того, новоиспечённый учитель уже определился, что знакомить со своей любимой темой он будет взрослых. Некоторые ведущие ещё определяются с темами занятий, а кто-то, как и Владислав, уже точно знает, о чём хочет рассказать своим потенциальным слушателям и зрителям. – Ирина Кайсагалиева готовит урок «Чукотская яранга» по произведениям чукотской поэтессы Валентины Вэкэт, Вера Грачёва представит урок «Разговор у моря», а голоса птиц тундры можно будет услышать на занятии Антонины Кергитваль, – добавил руководитель проекта «Вэтгав. Уроки чукотского» Михаил Зеленский. – В ближайшем будущем определятся с темами Лариса Выквырагтыргыргына, Галина Нотатынагиргина, Ирина Гыргольнаут, Надежда Панарультына, Ирина Нананайнына-Рычим. Авторы проекта «Вэтгав. Уроки чукотского» надеются, что к осени уже будут разрешены очные учебные занятия, но на всякий случай продумывают варианты съёмок и без участия аудитории.
Справка «КС»
Работа над проектом «Вэтгав. Уроки чукотского» началась осенью 2018 года на средства Фонда президентских грантов, выделившего около 3 млн рублей, и продолжалась 10 месяцев. Группа специалистов под началом Михаила Зеленского снимала занятия опытных преподавателей чукотского в разных населённых пунктах округа, после чего Александр Куцкий, который выступал в качестве режиссёра и оператора, смонтировал полученный материал, а Лариса Выквырагтыргыргына, ставшая редактором-консультантом, подготовила методическое пособие. В итоге получились учебные комплекты, состоящие из книги и флеш-накопителей, каждый из которых содержит 13 видеозанятий. В конце 2019 года 300 таких наборов получили все школы Чукотки. В этом году проект продолжается, получив финансовую поддержку на аналогичную сумму. Средства на эти цели выделили Фонд социального развития «Купол», Правительство округа и Комитет по культуре, спорту и туризму.

74. anadyr.DSC0264620141004_...20141004_...68. anady...

РАССЫЛКА